Национальная информационная кампания "12 дней борьбы против эксплуатации детского труда" в рамках республиканской акции "Қазақстан балалары нұрлы жолымен" - проведение разъяснительной работы по вопросам вовлечения детей в трудовую эксплуатацию

Детский

труд – жестокая реальность

Источник:

http://www.ombudsman.kz/

Проблема детского труда существует во

всем мире, как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах. Опыт

показал, что детский труд наносит серьезный, иногда непоправимый вред

физическому и психо-социальному развитию ребенка. Вовлекаются в не по возрасту

сложный труд, в основном, дети из наиболее уязвимых социальных слоев, из

малообеспеченных семей или неполных семей, как в сельской местности, так и в

городе. Эти дети вынуждены работать в опасных, вредных условиях для получения

какого-либо дохода. Более того, они имеют ограниченный доступ к образованию,

услугам здравоохранения и источникам дохода. Возникает порочный круг:

привлечение детей к труду ухудшает их перспективы в плане получения

образования, что в свою очередь влияет на дальнейшее трудоустройство. В

конечном счете, детский труд оказывает негативное воздействие на развитие

человеческих ресурсов и общее социально-экономическое развитие страны. 

Детский труд приобретает все большее распространение в Казахстане. Хотя

проведенные исследования предоставляет ограниченное количество информации,

прослеживается тенденция к расширению масштабов детского труда. Количество

детей, работающих в условиях формирующегося свободного рынка, стало быстро

увеличиваться. Дети становятся объектом манипулирования и эксплуатации при

недостаточном юридическом и административном контроле и отсутствии

соответствующих законодательных актов или их реального исполнения. 

Детский труд встречается практически во всех производственных и

непроизводственных сферах экономики, используется в городской неформальной

экономике, в сельском хозяйстве, мелкой торговле на местных рынках, а также в

домашних хозяйствах. На базарах, например, используется труд

несовершеннолетних, в основном при сортировке овощей и фруктов, погрузочных

работах (так называемые подростки - «тележечники»), и в редких случаях

несовершеннолетние младших возрастов могут эксплуатироваться как «попрошайки». 

Кроме того, по данным Международной организации труда, наблюдается рост

вовлечения детей в сферу коммерческих сексуальных услуг (продажа или

предложение ребенка в целях проституции, порнографии или для производства

порнографических материалов) и деятельность криминальных групп (использование,

продажа или предложение ребенка для вовлечения его в противозаконную

деятельность, в особенности в производство и незаконный оборот наркотиков). 

По мнению Международной организации труда, к сферам и формам использования

детского труда в Казахстане относятся: 

Сельскохозяйственные работы (хлопок, табак, виноград, и др. культуры); 

Домашнее хозяйство; 

Трудовая эксплуатация (7-18) (села, города), сельскохозяйственные школы

(пришкольные участки, рынки, животноводство (выпас скота), строительство, малый

бизнес (в качестве чернорабочих, работа на заправках); грузчики на вокзалах,

разгрузка и перенос товаров на рынках (нарушаются возрастные рамки и договорные

обязательства); 

Транспортные услуги (кондукторы на микроавтобусах); 

Попрошайничество (дети местные, мигранты, здоровые и инвалиды); 

Сексуальная эксплуатация (девочки 11-18 лет; трассы, сауны, квартиры); 

Мелкие кражи; 

Наркотрафик (участие в сборе пыльцы конопли; в школах в качестве курьера; за

границу, внутри страны); 

Использование детского труда родителями, опекунами (занятие проституцией,

продажа детей); усыновление или оформление опекунства над детьми с целью

получения выгоды; нанесение детям увечья с целью получения социальных пособий,

выгоды; 

Трафик детей (2-18 лет) внутренний, региональный, внешний (с целью трудовой

эксплуатации или сексуальной эксплуатации). 

Во времена Советского Союза детский труд использовался только в сельском

хозяйстве, где он считался естественной частью жизненного цикла, в основе

которого были земледелие и скотоводство. В новых экономических условиях

переходного периода появились различные социальные факторы, которые привели к

появлению детского труда, а именно: 

Безработица и низкий уровень жизни. Многие семьи, имеющие несколько детей, были

вынуждены посылать их на работу. 

Трансформация семейных отношений и изменения в экономической структуре оказали

прямое влияние на изменение семейных ролей. В настоящее время иногда даже

шестилетние дети (а также их родители и старшие братья и сестры) должны

заботиться о своей семье и о самих себе. Необходимость вносить свой вклад в

доход семьи является основным побудительным мотивом для детского труда. 

Изменение жизненных ценностей: так, например, получение хорошего образования

перестает быть приоритетом. Некоторые дети считают работу гораздо более

полезным делом, чем образование. 

Трудовая миграция из одной страны региона в другую. Многие мигранты и их дети

ищут работу в неформальном секторе экономики или незаконном бизнесе. 

Недостаток внимания к детскому труду основан как на отношении общества, так и

правительства к данному вопросу. 

На городских улицах и рынках дети заняты разными видами деятельности: продажа

продуктов питания или мелких потребительских товаров на улицах, чистка обуви,

мытье машин, копание в мусоре, попрошайничество и многое другое. Они не только

подвергаются воздействию факторов, связанных с самим трудом, но и незащищены от

факторов риска в окружающей среде - выхлопных газов, преследований, оскорбления

и насилия. 

В работе на улицах наблюдаются гендерные различия: здесь работает больше

мальчиков, чем девочек, однако девочки, живущие и работающие на улицах, более подвержены

вовлечению в проституцию, часто параллельно с другой работой. 

Кроме того, дети, работающие на малых предприятиях в неформальном секторе

экономики, часто подвергаются воздействию вредных физических факторов из-за

плохих условий труда (например, в мастерских по ремонту машин) или

отрицательному психо-социальному воздействию, включая злоупотребление алкоголем

или наркотиками и сексуальную эксплуатацию (например, в ресторанах, кафе и

барах). 

Большое количество детей занято в домашнем хозяйстве, что затрудняет получение

информации об этом секторе и проведение анализа. Надомным трудом в основном

занимаются дети из бедных неполных семей, дети, брошенные родителями или

дети-сироты. Согласно имеющимся данным, большинство детей, занятых в домашнем

хозяйстве – это девочки в возрасте от 12 до 17 лет, однако, есть основание

предполагать, что в этом секторе детского труда могут быть заняты даже 6-летние

дети. 

Дети могут подвергаться риску физического и сексуального насилия. О размахе

сексуальной эксплуатации детей в Республике Казахстан судить трудно из-за

отсутствия достоверных статистических данных. Сексуальная эксплуатация приводит

к тяжелым отрицательным последствиям для детей, таким как рост

распространенности ВИЧ и других заболеваний, передающихся половым путем, а

также нежелательные беременности у подростков, немедицинские аборты, осложнения

при родах, раннее материнство, брошенные дети, незаконченное обучение в школе и

т.д. 

К проблемам, являющимся причинами детской эксплуатации отнесены: 

Изменения в системе ценностей в обществе (приоритет денег и материальных

ценностей); 

Проблемы в системе образования (недостаток финансирования, снижение контроля за

посещаемостью школьников, снижение доступности образования); 

Отсутствие детских государственных детских организаций и институтов (пионерия,

скаутское движение); 

Снижение государственного контроля за исполнением законов по запрещению

детского труда и защите детей; 

Экономическая необходимость, вынуждающая уязвимые семьи использовать детский

труд. 

Многие дети вовлекаются в наихудшие формы детского труда, так как не имеют

возможности получить качественное образование. Таким образом, само отсутствие

альтернатив наихудших форм детского труда является причиной детского труда.

Традиционное распределение гендерных ролей приводит к тому, что часто девочки

не имеют возможности получить образование. Такие девочки особенно подвержены

риску попадания в ряды детей, занятых детским трудом. Наконец, разрушение

традиционных социальных устоев, обеспечивавших защиту детей, также является

одним из факторов, которые заставляют детей искать работу в борьбе за

выживание. 

Как правило, причины детского труда в большей степени связаны с

социально-экономическими проблемами на селе и в сельском хозяйстве. Кроме того,

специфика отрасли - широкое применение ручного и низкоквалифицированного труда

– делает возможным использование труда детей. 

Некоторые работодатели считают использование детского труда выгодным. Детей

нанимают на работу в условиях высокой безработицы среди взрослого населения как

более дешевую и послушную рабочую силу. Неразвитые рынки труда также делают

выгодным для родителей, владеющих землей, использовать детей как бесплатную

рабочую силу. 

Отношение взрослых к детскому труду неоднозначно. Большинство отмечают вредное

влияние детского труда на здоровье и образование детей и считают, что

использование детского труда необходимо уменьшить. Часть считают, что участие в

детском труде является полезным для воспитания детей и отвлекает детей от

вредного и пустого времяпрепровождения. Кроме того, необходимо отметить наличие

у взрослых чувства некоторой обреченности и неизбежности детского труда. 

Однако, часто условия, в которых работают дети, не соответствуют требованиям

трудового законодательства. По данным наблюдений Международной организации

труда, общие условия труда детей в выращивании табака и хлопка можно описать

следующим образом: 

Отсутствие специальной одежды, обуви, головных уборов, респираторных масок,

защищающих детей от вредных компонентов, содержащихся в предметах и объектах

труда, отрицательного влияния погодных условий; 

Отсутствие питьевой воды; 

Отсутствие обеденного места; 

Отсутствие туалетов; 

Отсутствие предметов первой помощи; 

Повышенная влажность, грязь, плохая вентиляция и освещение, низкая температура

в помещениях обработки табачных листьев; 

Подъем и перенос тяжестей, превышающих допустимые нормы; 

Продолжительный физический труд и отсутствие полноценного отдыха; 

Скудное питание. 

Сами дети не знают ни о вреде, наносимом работой в таких условиях, ни о том,

как можно себя защитить от вредных факторов. Дети думают только о том, что

зарабатывают себе на хлеб и помогают родителям. При этом, дети получают

телесные повреждения во время работы. 

Вместе с тем, необходимо отметить, что воспитательные возможности, которыми

обладает труд, многообразны. Положение о том, что труд играет значительную роль

в формировании человека, общепризнанно во всех философских и педагогических

учениях. В процессе труда выявляются нравственные позиции человека, закрепляются

и развиваются его физические способности. Для физически здорового человека труд

необходим для поддержания своего организма. Труд способствует снятию стрессовых

ситуаций, отвлекает лиц, лишенных свободы, от отрицательных эмоций, связанных с

комплексом правовых ограничений, тем самым облегчает психологическую адаптацию

к возникающим изменениям во взаимодействии «личность – окружающая среда». 

Общепризнанным фактом является то, что слабость механизмов реального исполнения

законов не позволяет обеспечить правовую защиту от детского труда. 

Казахстанское законодательство о правах ребенка представляет собой ряд законов

и подзаконных актов, принятых до ратификации Казахстаном Конвенции о правах

ребенка, в развитие ранее действовавшего советского законодательства. Хотя

некоторые статьи и положения регулируют сферу экономической деятельности

несовершеннолетних и имеют своей целью защитить детей от эксплуатации и

вовлечения в деятельность, которая может нанести вред здоровью, безопасности

или нравственности детей, т.е. в наихудшие формы детского труда. Так, Закон «О

правах ребенка в Республике Казахстан» гласит, что каждый ребенок имеет право

на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Дети с

четырнадцатилетнего возраста вправе, по разрешению родителей, в свободное от

учебы время участвовать в общественно-полезном труде, доступном им по состоянию

здоровья и развитию, не наносящем вреда физическому, нравственному и

психическому состоянию ребенка, а также имеют право на получение профессии.

Запрещается принимать или привлекать ребенка на тяжелые физические работы и

работы с вредными и (или) опасными условиями труда (Статья 16 Закона). 

В этой связи необходимо приведение трудового законодательства в соответствие с

нормами Закона «О правах ребенка в Республике Казахстан», принятие новых

подзаконных актов, целью которых является максимальное приближение норм

казахстанского законодательства к международным стандартам и положениям

международных договоров. Частично проблема заключается и в том, что

использование детского труда в надомных условиях и проведение домашних работ,

не урегулированы в правовом порядке. Более того, специального подхода требует

порядок заключения договоров с несовершеннолетними, также необходим пересмотр

норм, касающихся совмещения работы и учебы. 

Основной причиной возникновения проблемы детского труда является, конечно же,

бедность. В детский труд привлекаются, в основном, дети из наиболее уязвимых

групп общества – сельских и городских бедных семей, которые имеют ограниченный

доступ к образованию, здравоохранению и очень низкий доход или вообще не имеют

какого-либо дохода. Многие дети отделены от своих семей или имеют неблагополучные

семьи: это сироты, дети из неполной семьи с одним родителем или семьи, главой

которой является ребенок. Таким образом, детский труд является продолжением

иных социальных проблем, и в то же самое время фактором, усугубляющим их. Все

это происходит в условиях игнорирования государством существования проблемы

детского труда, доказательством чего является отсутствием полной и

систематизированной информации по данной теме. 

Работающие несовершеннолетние граждане должны получить особую форму правовой

защиты (в том числе судебной) как при

договорных трудовых правоотношениях, так и при нелегальной трудовой

деятельности.

Прикреплённые файлы:982aa85e52e2e9415c73530032058f13.ppt
Автор: А.Комлев
Просмотров: 353
Дата создания: 8 Июня 2016 г.
Дата редактирования: 8 Июня 2016 г.